На главную Карта сайта Написать

С.Е. Вершинин

Звуковой ландшафт города: проблемы гармонизации

Аннотация: В статье рассматриваются экологическая и коммуникативная стороны городского звукового ландшафта. Анализируются голоса индивидуальных и коллективных субъектов, социальные шумы, звуковая агрессия внутри и посредством мегаполиса, стратегии акустической социализации и акустического самоопределения, проблемы межэтнического звукового взаимодействия, «конфессиональные» звуки.

Ключевые слова: звуковой ландшафт, социальные шумы, акустическая экология, голоса субъектов социального(межэтнического) взаимодействия.

S.E.Vershinin

The soundscape of the city: problems of harmonization

Abstract: The article discusses the environmental and communicative urban soundscape. Analyzes the voices of individual and collective actors, the social noises, sound aggression within and through the metropolis, strategies of socialization acoustic and acoustic-determination, problems of interethnic interaction of the sound, "confessional" sounds.

Keywords:soundscapes and social noise, acoustic ecology, the voices of the subjects of social(interethnic) interaction

Среди многочисленных направлений социологии города достаточно скромное место занимают отечественные работы по анализу городского пространства как акустического феномена. Между тем данная тема становится все более актуальной в процессе развития городов и улучшения качества жизни горожан. Один из важнейших аспектов этой темы - исследование звукового ландшафта города в его многообразных проявлениях. Основоположником данного направления можно считать канадского композитора и «отца» акустической экологии Р.М. Шейфера[1]. В отечественной научной литературев последнее десятилетие стали появляться работы, посвященные истории, структуре и семантике звукового ландшафта. Появляются исторические описания звуковых ландшафтов различных городов[2], а также целых регионов[3]. Однако - если сравнивать развитие исследований акустики города с другими отраслями научного знания - можно зафиксировать определенную асимметрию.



[1] О звуковом ландшафте см.работы известного канадского композитора и теоретика звука: R.M.Schafer «TheTuningoftheWorld» (1977), переизданную позже под названием «TheSoundscape» (1994). Он же является создателем звуковой карты Ванкувера (одной из первых в мире). Среди множества работ зарубежных авторов отметим[38,40,41,42].С нашей точки зрения, основоположником российских исследований следует считать русского композитора и музыкального теоретика Арсения Авраамова с его «Симфонией города»(1923 г.)

[2]Среди работ русскоязычных авторов отметим: Румянцев С.Ю. Книга тишины. Звуковой ландшафт города.[24].Одно из лучших литературных описаний звукового ландшафта – в книге Гуревича А.Я. Москва в начале XX века[5]. О звуковом ландшафте Москвы 2013 года см.[19].См., также[6]. К данной теме начинают обращаться и СМИ. См., например, запись передачи радиостанции «Эхо Москвы»: Звуковой ландшафт города - какая она, музыка мегаполиса[16].

[3] Приведем лишь некоторые примеры: Крехалева Е. А. Топология звукового ландшафта русского Севера[18].Исследовательское направление, связанное с изучением звуковых ландшафтов и звуковой экологией в аспекте искусствоведения, зародилось в рамках проекта «Голос в культуре», начатого сектором инструментоведения Российского института истории искусств в 2004 г. Были организованы конференции на темы: «Ритмы и голоса природы в музыке» (2011) «Музыка природы: звукоподражание в обряде и искусстве» (2012), «Звуковые ландшафты и музыка» (2013), «Экология музыки и звуковые ландшафты: храм, монастырь, город»(2014)[43].